Carshouse.su

Не работает вентилятор ваз 2109

Что делать, если не работает вентилятор охлаждения на ВАЗ-2109

С того момента, как на ВАЗах с карбюраторами стали использовать электрические вентиляторы, автолюбители часто стали сталкиваться с их отказом. Прежние механические модели считались практически вечными. В большинстве случаев, когда о вентиляторе ВАЗ-2109 с карбюратором говорят, что он не работает, узел полностью прекращает выполнять свои функции. Температура двигателя в этом случае превышает 100 градусов, и автомобиль может выйти из строя. Чтобы избежать капитального ремонта силового агрегата, необходимо прекратить движение после отклонения стрелки температуры в красную зону. Затем нужно найти причину, почему не работает вентилятор.

Начинать проверку стоит с уровня жидкости в системе охлаждения (проверьте расширительный бачок), а затем постепенно отмести неисправности других частей системы:

  • предохранителя;
  • датчика температуры;
  • электромотора вентилятора;
  • крыльчатки (она может быть деформирована, что приводит к заклиниванию).

Во время выполнения работ вам предстоит попутно проверить состояние цепи питания. Все проводники визуально должны быть в норме. Лучше всего одну за одной исключать вероятные причины поломки, чтобы система работала стабильно.

Как проверить предохранитель

Это самая простая часть проверки, подходящая, если силовая установка оснащена карбюратором. Вам необходимо в подкапотном пространстве ВАЗ-2109 найти монтажный блок. В нем на месте F-4 располагается предохранитель, отвечающий за работу вентилятора охлаждения. Вытащите его с посадочного места, а затем при помощи мультитестера сделайте пробное измерение (тест на работоспособность).

Если предохранитель рабочий, ищите другую неисправность. В противном случае вам нужно поставить на его место новый с маркировкой 16 А и провести обкатку. Если вентилятор заработал, больше ничего делать не нужно. В противном случае исследуйте другие части системы охлаждения.

Проверка и замена датчика температуры

На ВАЗ-2109 часто причиной несвоевременного срабатывания или полного отказа вентилятора является датчик температуры охлаждающей жидкости. Поэтому его необходимо проверить во вторую очередь. Датчик расположен в нижней части радиатора, от него отходят два провода. Перед тем как вывернуть его с места, нужно провести точную проверку работы системы охлаждения:

  1. Замкните между собой концы проводов, ведущих на датчик. Если после этого вентилятор начал работать, а датчик нагрелся, то этот контроллер нужно поменять. При проведении тестирования на горячем радиаторе, вы можете обнаружить, что корпус датчика тоже теплый. В этом случае проверьте термостат.
  2. Если вентилятор не работает даже после замыкания проводов, то проблема может крыться в реле или предохранителе. Проверку реле нужно проводить в том случае, если не слышно звука его срабатывания. В зависимости от типа автомобиля оно может находиться в монтажном блоке (для моделей с карбюраторами) или в салоне под отсеком для вещей водителя (у инжекторных авто). Самый простой способ проверки этого устройства – установка на его место подобного устройства. Если после замены реле, вентилятор заработал, можете не проводить дальнейшую проверку.
  3. Иногда устройство не работает, а звук срабатывания реле присутствует. В этом случае проверьте предохранитель F-8.

Если вы не обнаружили неисправности в других системах, то необходимо заменить датчик температуры в системе охлаждения. Это делают по инструкции:

  1. Выключите зажигание, снимите клемму с аккумулятора и слейте жидкость из расширительного бачка и генератора. Для этого нужно вынуть специальные пробки.
  2. Затем отключите датчик от клеммной колодки.
  3. Накидным ключом выверните датчик с его места, не прикладывая чрезмерного усилия.

Установите новый датчик и проведите обратную сборку. Некоторые автолюбители предпочитают не сливать тосол из системы, а просто действовать быстро. В этом случае, после того как датчик покинет посадочное место, систему покинет некоторое количество охлаждающей жидкости, поэтому ее нужно будет долить.

Проверка и замена электромотора

Если после замены датчика вентилятор так и не работает, то необходимо проверить и заменить его электродвигатель. Но для начала нужно демонтировать его:

  1. Удалите минусовую клемму с АКБ.
  2. Отсоедините вентилятор от цепи питания (одна из колодок находится на его кожухе).
  3. Открутите крепежные винты с кожуха устройства: слева и снизу.
  4. Головкой с удлинителем удалите крепеж, соединяющий кожух с генератором.
  5. Удалите две гайки слева, чтобы открутить прижимную пружину вентилятора. Снимите ее.
  6. Вытащите весь узел, вместе с корпусом. Попутно вам может быть нужно отсоединить его провода.

Теперь вам нужно добраться до электромотора и установить на его место новый:

  1. Хомутом на корпусе закреплен провод электромотора, отсоедините его.
  2. Затем открутите три гайки, чтобы снять мотор.
  3. Осмотрите посадочное место мотора, все резиновые вкладки на нем должны быть целыми и не деформированными. Если вы заметите повреждения, установите новые прокладки.
  4. После этого вам нужно установить новый мотор на место старого, провести обратную сборку вентилятора.
Читать еще:  Замена дворников киа рио

Некоторые автолюбители считают, что можно починить мотор, но в большинстве случаев попытки их не приводят к успеху.

Как поменять крыльчатку или выровнять ее

Если после демонтажа вентилятора вы заметили, что крыльчатка повреждена или стоит неровно, вам нужно снять ее:

  1. В центре крыльчатки расположена стопорная шайба, подденьте ее плоской отверткой и снимите. Если есть дополнительное крепление в виде гайки, открутите его.
  2. Снимите крыльчатку и осмотрите ее. При любой деформации лучше всего установить другую крыльчатку.

В процессе этой работы можно модернизировать вентилятор, установив крыльчатку на 8 лепестков вместо стандартной на 4.

Авто-помощь

Советы для автомобилистов

Почему не работает вентилятор — ваз 2109

На автомобиле ВАЗ-2109 устанавливается два вентилятора. Первый, более мощный, устанавливается в системе охлаждения двигателя, для того, чтобы увеличить поток воздуха через сердцевину радиатора. Второй вентилятор устанавливается перед радиатором отопителя («печки»), его задача нагнетать подогретый или не подогретый воздух внутрь салона автомобиля. Оба вентилятора приводятся в действие при помощи электродвигателей постоянного тока.

Вентилятор, который установлен в отверстие кожуха, закрывающего сердцевину радиатора, в электрической схеме его подсоединения, имеет датчик автоматического включения электродвигателя. Этот датчик вворачивается в резьбовое отверстие, находящееся в правом бачке радиатора, так как там будет самая высокая температура охлаждающей жидкости, после срабатывания термостата. Вентилятор включается в работу без участия водителя. Датчик должен срабатывать при превышении рабочей температуры антифриза равной 90-95 градусов и подавать сигнал на реле включения электродвигателя, находящегося в монтажном блоке. Электрическая схема включения электродвигателя защищена предохранителем № 4 и № 8 на монтажных блоках типа 17. 3722.

Если на Вашем автомобиле ВАЗ-2109 установлен монтажный блок типа 2114-3722010-60, то включение электродвигателя вентилятора происходит напрямую от датчика включения, без участия реле. Его просто в монтажном блоке нет совсем. Электрическая схема защищена предохранителем, обозначенным под № 5.
В случае появления, каких либо неисправностей в этих электрических схемах, вентилятор включаться не будет. Водитель определит это по показаниям указателя температуры охлаждающей жидкости. Стрелка этого указателя пойдёт в красную зону шкалы. В этом случае необходимо снизить нагрузку на двигатель до холостых оборотов, включить вентилятор отопителя салона и открыть кран, для подачи охлаждающей жидкости в радиатор печки, начать движение накатом до полной остановки, для устранения причин неисправности.

Начинать искать причину неисправностей необходимо с датчика включения электродвигателя вентилятора. Для этого открываете капот и отсоединяете клемму от датчика. Для дальнейшей проверки датчика потребуется кусочек провода, при помощи которого необходимо замкнуть два провода подходящие к клемме. Перемычку обмотайте изолентой, чтобы она не касалась массы автомобиля. Включаете зажигание, и если всё остальное исправно, вентилятор начнёт работать. Причём, работать он в этом случае, будет постоянно, пока включено зажигание.

Если вентилятор на ваз 2109 не заработал, то откройте крышку монтажного блока и проверьте исправность предохранителей № 5 на блоке 2114-3722010-60 и № 4, № 8 на блоке 17. 3722. Искать маркировку № предохранителей надо на верхней части крышки. Убедившись в исправности предохранителей и при условии, что вентилятор всё равно не работает, необходимо проверить его электродвигатель.

Для этого Вам потребуются два изолированных провода, чтобы соединить клеммы электродвигателя вентилятора напрямую с аккумуляторной батареей. Если вентилятор заработал, убедитесь, что поток воздуха идёт под капот автомобиля, а не наоборот. При неправильном подключении поменяйте полярность проводов, подсоединённых к аккумуляторной батарее. При устранении неисправности, таким образом, можно добираться до места ремонта, а выключить электродвигатель вентилятора Вы сможете, только отсоединив провода от аккумулятора. В этом случае причиной, того что вентилятор не включался, будет либо неисправность реле, либо неисправность проводки.

Чтобы водителю не остаться один на один с такими неисправностями, ему необходимо иметь в багажнике своего автомобиля моток автомобильных проводов длинной метра три и запас предохранителей, которые стоят в монтажном блоке.

Почему не работает вентилятор охлаждения на ВАЗ 21099?

Работа вентилятора охлаждения очень важна, особенно летом, при высокой температуре. В жаркое время года вероятность перегрева мотора сильно возрастает, поэтому очень важно правильное функционирование системы охлаждения путем холодного потока воздуха, который подается на радиатор. Если система охлаждения автомобиля, а в частности вентилятор, вышла из строя, то происходит неминуемое закипание жидкости в системе, что может привести к сложнейшей поломке.

Читать еще:  Замена колец ваз 2106

Когда на малых скоростях движения автомобиля не включается вентилятор охлаждения, первой мыслью многих автолюбителей становится то, что проблема в термостате. Как правило, в данном случае перестает циркулировать жидкость в радиаторе. Но на самом деле проблем с системой охлаждения может быть гораздо больше.

Чаще всего проблемы с неработающем вентилятором встречаются у автомобилей с большим пробегом, а из-за схожести конструкции системы охлаждения, могут быть применимы к любым моделям семейства Lada.

В первую очередь стоит обратить внимание н поломку термостата. Проверить его работоспособность очень просто. Для этого нужно потрогать низ радиатора, если он холодный, но при этом вода кипит, то скорее всего вентилятор исправлен, а проблема заключается именно в термостате. Напротив, если радиатор горячий – термостат исправлен, и причина отсутствия охлаждения кроется в вентиляторе.

Частые причины поломки вентилятора на ВАЗ 21099

Для того чтобы, провести ручную диагностику и выявить поломку вентилятора на ВАЗ 21099, нужно знать основной перечень наиболее частых причин данной неисправности.

  1. Поломка электропривода вентилятора.
  2. Выход из строя предохранителя.
  3. Поломка реле.
  4. Возможные обрывы электропроводки.
  5. Проблемы с датчиком температуры (отсутствие контакта).

Чтобы провести ручную диагностику по выявлению данной проблемы, нужно начать с поиска причин, которые может выполнить каждый.

Поиск причины

В начале следует выключить и снова включить вентилятор, соблюдая нужную полярность к аккумуляторным клеммам. Вентилятор должен запустится, если этого не произошло, значит электропривод работает, и причина кроется в другом. Напротив, если после данных манипуляций, вентилятор по-прежнему не работает, то нужно произвести проверку электрики на датчике.

Если проводка в порядке, то следует перейти к предохранителю, расположен в монтажном блоке, под капотом автомобиля со стороны водителя. Там находится сдвоенный предохранитель отвечающий за звуковой сигнал и систему охлаждения. Поэтому проверить его работоспособность очень просто при помощи обыкновенного автотестера. Если звукового сигнале во время проверки нет, то проблема именно в нем.

Если выявить причину не удалось, нужно проверить работоспособность реле. Для этого нужно найти другое рабочее реле и вставить его в посадочный разъем на место старого. Если вентилятор не работает и в этом случае, то возможно проблема с датчиком, перед проверкой его следует обесточить.

После этого контролер запускает вентилятор в принудительном режиме. Далее следует отсоединить разъем от датчика, и повернуть ключ зажигания. Если вентилятор заработал, это говорит о том, что датчик не исправлен и требует немедленной замены. Стоит отметить что, этот метод актуален для инжекторных моделей.

Для карбюраторных моделей, нужно проверить работоспособность предохранителей в монтажном блоке. Если данный предохранитель неисправен, это достаточно легко заметить по характерной копоти на нем. Также, во многих российских автомобилях наблюдается проблема с реле, отвечающим за включение вентилятора. Здесь проверка производится аналогичным способом с инжекторными моделями.

Если в карбюраторной модели наблюдается неисправность датчика установленного в радиатор автомобиля, нужно просто замкнуть между собой находящиеся на нем контакты. Как и в инжекторных моделях, вентилятор должен запуститься, что свидетельствует о поломке датчика.

Неисправность вентилятора

Если во время поиска неисправности, выяснилось, что все же сломался вентилятор, то его можно попробовать отремонтировать собственноручно. Обычно при такой поломке в первую очередь выходят из строя щетки или стираются подшипники, но иногда происходит замыкание или обрыв проводки внутри вентилятора. В этом случае если нет должной сноровки и знаний, лучше приобрести новый вентилятор.

Чтобы снять поломанный вентилятор, нужно в первую очередь:

  1. Снять клеммы с аккумулятора.
  2. Для большего удобства, демонтировать воздушный фильтр
  3. Отсоединить провода, закрепленные в защитном кожухе вентилятора.
  4. Открутить гайки, при помощи которых кожух крепиться к кузову и радиатору.
  5. Снять кожух.
  6. Извлечь вентилятор, немного наклонив его в сторону мотора.

Запрещено управлять автомобилем со сломанным вентилятором, так как в результате перегрева жидкости в радиаторе в лучшем случае выйдут из строя резиновые патрубки и шланги, а также клапанная крышка и прокладки ГБЦ. В худшем, из-за высокой температуры в двигателе деформируются элементы поршневой группы, что может привести к серьезному ремонту и дополнительным финансовым затратам.

После установки нового вентилятора, нужно запустить и прогреть двигатель до момента включения системы охлаждения. Если вентилятор так и не включился, нужно заглушить двигатель и повторить процедуру включения и выключения несколько раз.

Все описанные действия способен выполнить любой автолюбитель, но за ремонтом многих частей придется обратиться в специализированные автосервисы. Поскольку проблема в системе охлаждения автомобиля может таиться как внутри, так и из вне, найти ее порой бывает сложно. Поэтому если у автомобилиста нет должной сноровки и умений, лучше всегда воспользоваться советом специалиста и сделать грамотный ремонт.

Читать еще:  Нива шевроле регулятор холостого хода

Не включается вентилятор радиатора охлаждения — причины, поиск неисправностей

Поиск поломки не столько трудоемкий, сколько всеобъемлющий, т. к. причин, по которым вентилятор не включается может быть довольно много, от банального перегорания предохранителя до более сложных проблем, связанных с неисправностью термостата или проблем с электропроводкой бортовой сети автомобиля.

Если двигатель закипает, но вентилятор при этом так и не включился, то первое, что приходит в голову большинству автомобилистов — проблемы с проводкой вентилятора. Однако, очень часто проводка вообще не причем, а истинная причина кроется именно в термостате. Устройство, призванное контролировать температуру охлаждающей жидкости (ОЖ) может выйти из строя или просто заклинить, после чего ОЖ перестает циркулировать через радиатор, в итоге датчик радиатора не срабатывает, а сам вентилятор не включается. Как проверить термостат читайте в этой статье.

Следующий претендент на проверку — предохранитель, который отвечает за вентилятор, если предохранитель перегорел замените его целым.

Если причина не в предохранителе, необходимо проверить непосредственно сам вентилятор. К нему подходят провода питания, нередко от старости они просто рассыпаются или отламываются. Как вариант причина может крыться в штекере, поэтому если с проводкой все “гуд”, отключаем питание вентилятора и проверяем штекер на предмет неисправности. Подключите питание к вентилятору напрямую, например, от АКБ, если вентилятор никак не отреагирует делаем вывод о том, что вентилятор неисправен.

Проверьте датчик включения вентилятора (ДВВ), расположенный на радиаторе. Для этого необходимо отключить штекера, после чего соединить их между собой, если вентилятор не заработал — ДВВ “умер” и требует замены.

Необходимо соединить провод, идущий на блок предохранителей, непосредственно на массу (как правило, белого цвета с черной полоской). Если после этого вентилятор заработает, можно сделать вывод, что произошел обрыв второго черного провода, постарайтесь найти обрыв, и проверить надежно ли его соединение с массой. После этого соединяем два провода вместе, и смотрим, что будет происходить, если вентилятор включится то проблема была в плохом соединении.

Проверьте реле вентилятора, вполне возможно, что проблема в нем. Для того, чтобы это выяснить достаточно просто заменить его соседним реле, затем соединить провода датчика радиатора между собой, см. выше. Включится вентилятор — проблема заключается в неисправном реле.

Далее необходимо выполнить проверку напряжения, поступает ли оно на вентилятор через блок предохранителей. Для этого берем кусок провода и устанавливаем его в разъемы реле, если вентилятор заработал, причина по которой вентилятор не работает заключается в блоке предохранителей.

Вполне вероятно, что напряжение не поступает на реле вентилятора. Чтобы это проверить, можно воспользоваться “дедовским” способом. Берем лампочку, которая послужит в качестве “контрольки”. Если лампочки нет, достаточно просто легонько чиркнуть вторым концом провода по массе, если при этом вы увидите искру, проблем быть не должно, скорее всего причина не в этом. Если же искры не увидите, скорее всего отсутствует напряжение в этом разъеме, то есть имеется обрыв дорожки в блоке предохранителей.

Если при проверке всего вышеперечисленного найти причину, по которой вентилятор радиатора не включается, остается проверить один провод — провод датчика радиатора. Чтобы сделать это, необходимо снять коммутатор, поскольку он не позволяет подобраться к штекерам блока предохранителей. Значит, снимаем с блока предохранителей фишку штекеров, и проверяем провод датчика радиатора на предмет обрыва.

Проверяем следующим образом: подключаем провод к “+” клемме АКБ, второй конец устанавливаем в разъем фишки. Далее снимаем штекер с датчика и подключаем лампочку. Если лампочки нет, делаем “чирк” на массу. Если напряжения нет, скорее всего, этот провод оборван.

Если вентилятор не включается, то причина может быть и вовсе неожиданной, например — прогоревшая прокладка под головкой. Включение не происходит по той причине, что охлаждающая жидкость не поступает в цилиндр, при этом газы из цилиндра проникают в ОЖ, создавая при этом эффект известный как воздушная пробка. Эта пробка препятствует нормальной прокачке ОЖ. Как понять, что у вас прогар? Достаточно заглянуть в расширительный бачок, если во время работы из него то и дело идут пузыри — у вас прогорела прокладка, или имеется трещина в цилиндре.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector