Как работает втягивающее реле
thebam › Блог › 🔧 Втягивающее реле стартера – проверка и ремонт 🚗 🚘
Втягивающее реле стартера подает ток на мотор стартера, а также выталкивает бендикс. Это значит, что в тот момент, когда стартер начинает вращаться, его бендикс выталкивается. По сути, разобраться в работе стартера несложно. Сегодня мы поможем вам понять, как работает втягивающее реле, как проверять данный элемент и ремонтировать его.
▪Устройство втягивающего реле и принцип функционирования
В стартере втягивающее реле вводит в зацепление венец маховика с бендиксом. Вся работа базируется на принципах элетромагнетизма. Сердечник, который выполнен как полая трубка, внутри которой расположен якорь, оснащен обмоткой в виде проволоки. Ток в катушке создает электромагнитное поле, в результате появления которого происходит вхождение якоря в сердечник. После того как ток перестает подаваться, якорь может двигаться свободно.
В состав втягивающего реле стартера входят: корпус; магнит с обмотками; якорь; контакты; возвращающая пружина. Магнит в реле выполнен в виде пары катушек – втягивающей и удерживающей. Втягивающая катушка реле подключена к электрическому мотору и клемме управления, а вот удерживающая подключена к выводу управления и контактирует с корпусом. Когда на контакт управления подается питание, в катушке возникает магнитная индукция, что приводит к появлению магнитного поля. В результате этого якорь сжимает возвратную пружину. В этот же момент происходит вращение бендикса, который соединяет стартер с автомобильной АКБ. В то время, когда контакты замыкаются, втягивающая обмотка получает питание от клеммы «+», останавливается выработка тока на катушке, однако на якорь воздействует поле удерживающей катушки, поэтому он остается внутри. Когда силовой агрегат автомобиля запускается, происходит отключение питания, из-за чего якорь возвращается в изначальное положение под действием возвратной пружины. Происходит размыкание контактов, из-за чего бендикс может выйти из зацепления.
▪Распространенные поломки втягивающего реле
Основные причины выхода из строя втягивающего реле стартера следующие: Физический износ. Выгорание контактных пластин. Разрушение компонентов. Сгорание обмотки. Как определить, что втягивающее реле вышло из строя:
Двигатель запускается, но стартер не хочет отключаться, постоянно вращаясь. В это время вы слышите характерное жужжание. Стартер вращается после запуска, однако не может запустить двигатель. Когда ключ в замке зажигания поворачивается в изначальное положение, слышен щелчок включения стартера, но вращаться он не хочет. Как проверить втягивающее реле стартера Как уже упоминалось выше, работа втягивающего реле, а также самого стартера основывается на принципе электромагнетизма. Когда напряжение подается на обмотки, реле воздействует на якорь. Он, в свою очередь, изменяет положение шестерни бендикса, чтобы она зацепилась с венцом маховика. В это же время замыкаются контакты, обеспечивающие подачу напряжения на обмотки стартера. Для того чтобы двигатель автомобиля запустился, всё это должно произойти очень быстро. Если хотя бы один из элементов работает неправильно, завести автомобиль вы не сможете. Для проверки реле стартера вовсе не нужно снимать данный элемент с автомобиля. Эксперты советуют замкнуть контактные болты, расположенные на задней части реле, воспользовавшись куском провода либо металла. В результате этого вы обеспечите подачу тока на обмотки стартера. Если это привело к вращению стартера, можно прийти к выводу, что стартер работает нормально, а проблема кроется в самом реле. Если же втягивающее щелкает стартер не крутит, это свидетельствует о том, что реле, вероятно, рабочее, а причину поломки надо искать непосредственно в стартере.
▪Ремонт втягивающего реле стартера
Если вы пришли к выводу, что тяговое реле стартера вышло из строя, необходимо выполнять его ремонт. Сразу хотим отметить, что в большинстве случаев гораздо проще заменить данный элемент, чем восстанавливать его работоспособность. Многие производители изготавливают неразборные реле для того, чтобы сделать этот узел наиболее надёжным. В таких ситуациях придется просто менять втягивающее реле на новое. Если же стартер в вашем авто оснащен разборным реле, можно отремонтировать его своими силами. Нередко реле не работает по следующим причинам: механический привод износился и вышел из строя; в обмотке произошло замыкание; «пятаки» или контакты обгорели. Определить каждую из вышеперечисленных неисправностей можно после разборки. Правда, для определения целостности обмоток придется воспользоваться омметром. Во время измерения сопротивления между окончаниями провода и корпусом данный показатель должен составлять минимум 10 кОм. В противном случае произошло замыкание обмоток, поэтому нужно будет идти в магазин за новым реле.
Установка нового либо восстановленного реле осуществляется в обратной демонтажу последовательности. У многих автолюбителей на данном этапе возникает проблема, которая заключается в том, как подключить реле стартера. Для того чтобы избежать таких неприятностей, советуем предварительно пометить отключенные клеммы. Прежде чем установить реле, не забудьте тщательно зачистить контакты, а также обезжирить их.
Втягивающее реле стартера: устройство, принцип работы, диагностика и ремонт
Каждый водитель может столкнуться с ситуацией, когда при повороте ключа машина не подает признаков жизни. Причин может быть несколько. Одна из них – втягивающее реле стартера. Автомобилисты обязательно должны знать, что это за деталь, каковы ее функции и особенности конструкции, как диагностировать и демонтировать этот компонент. На все эти вопросы вы получите ответ в данном материале.
Конструкция и принцип работы
Визуально реле представляет собой небольшую деталь в виде цилиндра размером немного больше ладони. В каждом автомобиле производитель устанавливает собственное реле с некоторыми конструктивными нюансами. В целом в этой детали можно выделить следующие элементы:
- корпус с контактами;
- специальный контактный диск;
- втягивающий магнит с сердечником;
- обмотка и возвратные пружинки.
Большая часть изделия – это цилиндрическая катушка, образующая собой электрический магнит. Внутри нее располагается якорь, сверху которого намотаны витки еще одной катушки – удерживающей. По бокам якоря (сердечника) располагается два штока. Первый шток необходим для толкания вилки стартера, а второй шток, находящийся с другой стороны, оснащен контактным диском реле стартера. Корпус детали представляет собой чашку, выполненную из диэлектрика, в которой предусмотрены 2 контакта. Как правило, между контактами реле имеется бортик, исключающий короткое замыкание.
Реле прикреплено к корпусу стартера, поэтому при демонтаже детали необходимо снимать и стартер. Принцип работы втягивающего реле описывается следующим образом:
- Вставляя ключ в замок, водитель приводит к замыканию реле стартера.
- Оно посылает напряжение от АКБ на втягивающую обмотку.
- Под действием магнитного поля сердечник переходит во внутреннюю часть обмотки.
- Движение сердечника выполняет два основных действия: первое – сдвиг обгонной муфты посредством вилки, зацепление шестеренок стартера и венца маховика, а второе – замыкание контактов втягивающего реле.
Якорь, благодаря этому, моментально соединяет моховик со стартером и подключается к батарее. На стартер поступает энергия, приводя его в движение. В результате, двигатель автомобиля запускается через несколько секунд.
После включения стартера происходит деактивация втягивающей катушки и одновременное включение удерживающей, предназначение которой в установке сердечника в крайнем положении. Это необходимо для уменьшения потребляемой мощности элемента. После запуска мотора машины, конечно же, ток уходит с обмотки тягового реле. Пружина приводит в действие вилку, и конструкция возвращается в начальное положение. Происходит отсоединение от маховика и контактов АКБ. Затем реле не выполняет каких-либо задач вплоть до следующего старта транспортного средства. Теперь вы знаете устройство втягивающего реле стартера.
Функции механизма
Прежде чем говорить о функциях, необходимо понимать, о каком конкретно реле пойдет речь. В автомобиле имеется непосредственно реле стартера, которое отвечает за включение мотора, при этом находится в подкапотном пространстве. Второе – тяговое реле, о котором идет речь. К функциям последнего относится:
- синхронизация цепей стартера;
- распределение энергии между электромагнитным реле и электромотором стартера;
- соединение зубцов венца махового колеса с шестернями бендикса и разъединение их при запуске двигателя.
Первые втягивающие реле стартера ставились на автомобили в начале 20 века. Чтобы мотор запустился, следует производить принудительное вращение коленвала до тех пор, пока в камере не произойдет воспламенение горючей смеси. Если в моторе нет критических повреждений, на эту процедуру уходит не более пары секунд благодаря втягивающему реле.
Диагностика детали
Итак, если транспортное средство не заводится, следует проверить ряд элементов. Предварительно рекомендуем осмотреть:
- Аккумуляторную батарею. Убедитесь в ее работоспособности, надежности креплений и отсутствии окислов.
- Электрическую проводку. Она должна качественно (с помощью гаек) крепиться к стартеру. Обязательно при обнаружении удалите коррозию.
Если с этими компонентами все в порядке, рекомендуется проверка втягивающего реле стартера. Опытные водители по звуку могут определить исправность компонентов, не разбирая автомобиль. Другие методы предполагают демонтаж детали. Здесь есть два основных способа.
При срабатывании втягивающего реле можно услышать характерный щелчок. Его создает сдвинувшийся сердечник. Если этого щелчка не происходит, соответственно, якорь не двигается. Бывают ситуации, когда втягивающее реле стартера щелкает, а стартер не крутит. Как правило, причиной этому могут быть сгоревшие контакты.
Новичкам выполнить проверку «по щелчку» можно, демонтировав сам стартер, так как из-за качественной шумоизоляции необходимого звука вы можете просто не услышать. Для этого от батареи (клемма «+») подсоединяется провод к соответствующему выводу реле. Аналогично подсоединяют минус, а затем проверяют работоспособность реле.
Если реле сработало, но вы услышали небольшое дребезжание, ищите проблему в обмотках. Предварительно для диагностики понадобится снять втягивающее реле и использовать мультиметр:
- Поставьте прибор в режим измерения сопротивления. Замерьте сопротивление между обмотками и массой, предварительно сняв пружину и сердечник. Показатель должен лежать в пределах 1…3 Ом.
- Установите сердечник с пружиной на место. Замкните контакты, а затем снова выполните замер. Мультиметр должен показать параметры 3…5 Ом. Эти цифры могут незначительно отличаться в зависимости от модели реле. Если показатели ниже требуемых, тогда обмотка вышла из строя.
Это основные методы, как проверить втягивающее реле стартера в гаражных условиях.
Ремонт устройства
Первоочередной задачей при замене или ремонтных работах втягивающего реле является демонтаж стартера. Он крепится посредством 2 или 3 болтов, открутить которые не представляет больших проблем. Главная загвоздка заключается в том, что на современных иномарках стартер «прячут» далеко в подкапотном пространстве, соответственно, для его снятия необходимо дополнительно демонтировать мешающие механизмы. В отдельных автомобилях понадобится даже поддержка двигателя. Если вы столкнулись с такой ситуацией, при этом добраться до стартера и реле проблематично, обратитесь в автосервис.
Достав стартер, можно вытащить непосредственно реле. Втягивающие реле бывают 2 видов: разборные и неразборные. Последние отремонтировать невозможно, поэтому вам понадобится только покупать новый компонент. Замена сердечника выполняется в общем случае по схеме:
- отсоедините клеммы от аккумулятора;
- демонтируйте механизм, а затем очистите его от масла и других загрязнений;
- открутите гайку щеточной системы;
- снимите с болта контакт;
- снимите стяжные винты, подсоединенные к массе, и гайки с торца;
- замените сердечник;
- выполните сборку конструкции в обратном порядке;
- проверьте работоспособность реле.
Для разборных компонентов можно выполнить ремонт. Предварительно приготовьте отвертку, паяльник с канифолью и олово. Далее выполните следующие шаги:
- открутите крепежные винты на корпусе;
- при необходимости отпаяйте концы обмотки;
- демонтировав защитную крышку, вы можете заменить контакты или отшлифовать их, если они подгорели;
- соберите устройство, а затем поставьте на место над стартером;
- установите сам стартер с реле.
Процедура не представляет сложностей, поэтому попробуйте выполнить ее самостоятельно, не тратя деньги на услуги автосервиса. Обязательно пометьте клеммы, чтобы в процессе сборки ничего не перепутать. Дополнительно выполните обезжиривание контактов.
Типы втягивающих реле
Покупая новую деталь, стоит изучить ассортимент предоставляемой продукции. На рынке водители могут купить один из нескольких видов реле:
- для обычных стартеров «Жигули» 2101-2106 («классика»);
- для обычных стартеров Lada 2108-21099;
- для редукторных стартеров АвтоВАЗ всех моделей;
- для редукторных AZD.
Продукцию изготавливают несколько крупных заводов:
- Завод имени Тарасова (ЗиТ), Продукция изготавливается под ТМ «КАТЭК» и «КЗАТЭ».
- Борисовский завод («БАТЭ»);
- Отечественная фирма «Кедр».
- Dynamo AD (Болгария).
- Iskra (Белорусско-словенская фирма).
Рекомендуется устанавливать аналогичное реле, которое использовалось до этого на вашем авто (или совместимое). При замене сердечника также будьте осторожны, так как несовместимый якорь может не помещаться в гнездо.
Теперь вы знаете все необходимое о конструкции и функционале втягивающего реле. Диагностика и замена в гаражных условиях вполне возможна, но многое зависит от конструкции машины и расположения стартера.
Проверка и ремонт втягивающего реле стартера
Неисправное втягивающее реле стартера зачастую становится причиной того, что автомобиль отказывается заводиться при повороте ключа в замке зажигания. Пожалуй, это не самые приятные моменты в жизни любого водителя. Поэтому в таких случаях важно знать, как проверить втягивающего реле стартера, и как завести машину, если оно не работает.
Мы расскажем о назначении втягивающего реле стартера и его устройстве, о том как его можно проверить и выполнить несложный ремонт своими руками.
В конце этой статьи смотрите видео, в котором показано, как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера.
Также на нашем сайте можно найти информацию и о других часто встречающихся причинах неисправности стартера с пошаговой инструкцией, что делать если не срабатывает стартер.
Когда при повороте ключа в замке зажигания отчетливо слышно, что стартер работает в холостую, то причиной этой неисправности может быть втягивающее реле. Но прежде чем заняться его диагностикой, следует знать назначение этого электрического узла.
Назначение втягивающего реле стартера
Как известно стартер представляет собой электрический мотор, который питается от аккумуляторной батареи. Зубчатая шестерня стартера при запуске мотора должна быстро войти в зацепление с венцом маховика коленчатого вала двигателя. Одновременно происходит включение электромотора стартера, который и вращает коленвал – этот процесс в действии хорошо виден на анимации ниже.
Втягивающее реле стартера отвечает за быстрое соединение двух зубчатых деталей: маховика и шестерни обгонной муфты (бендикса). Устанавливается втягивающее реле на корпусе стартера, соединяясь с муфтой в передней части при помощи рычага. Если реле не выдвигает шестерню вперед, то стартер вращается сам по себе.
Однако виновником такой неисправности может быть не только втягивающее реле, но и обгонная муфта (подробно о ремонте бендикса). Если муфта заклинила, то силы втягивающего реле не хватает для ее выдвижения.
Проверка втягивающего реле стартера
Чтобы определить причину отсутствия соединения зубчатых элементов стартера и двигателя, следует проверить работоспособность втягивающего реле. Для удобства диагностики чаще всего приходится демонтировать весь стартер.
Однако перед тем как приняться за демонтаж стартера, желательно провести несколько простых операций, которые помогут выявить неполадку:
- Проверить состояние аккумулятора, надежность крепления клемм, удалить окислы с выводов АКБ;
- Убедиться в том, что электрическая проводка надежно крепится к стартеру гайками. При наличии коррозии зачистить контакты мелкозернистой наждачной бумагой;
- Найти в автомобиле реле включение стартера и проверить его состояние.
Порядок демонтажа стартера
Для снятия стартера требуется отсоединить провода, которые к нему подходят, а затем открутить болты крепления (обычно два или три).
Зачастую для выполнения этих, на первый взгляд, несложных операций автомобилисту приходится тратить много времени и усилий.
Объясняется это тем, что стартер во многих моделях авто хорошо спрятан в моторном отсеке, и чтобы добраться до него, необходимо изъять из-под капота немало мешающих узлов и механизмов. А в некоторых машинах, например Фольксваген Гольф или Пассат, для его демонтажа потребуется поддержка двигателя.
Лучше всего эту работу проводить на смотровой яме или на эстакаде.
Как проверить втягивающее реле стартера
Когда стартер успешно извлечен из подкапотного пространства, следует его очистить от загрязнений, а окисленные контакты необходимо обработать наждачкой.
- Теперь стартер нужно разместить рядом с аккумулятором и подготовить два электрических провода достаточной длины. Лучше всего применять провода для “прикуривания”, которые оснащены “крокодилами”.
- Первым делом нужно одним электропроводом соединить плюсовую клемму аккумулятора с соответствующим выводом втягивающего реле.
- После этого другой провод подключают к минусовой клемме АКБ.
- Осталось лишь прикоснуться свободным концом минусового электропровода к корпусу стартера и узнать результат:
- если при соединении произойдет быстрый и отчетливый щелчок в области втягивающего реле, то оно работает;
- если признаки “жизни” отсутствуют, значит втягивающее реле нуждается в ремонте или замене.
При работоспособном втягивающем реле, причину неисправности следует искать в цепи питания. Ну а неисправный узел можно попытаться отремонтировать своими руками или заменить на новый.
Ремонт втягивающего реле стартера
Сперва предлагаем посмотреть видео-инструкцию по самостоятельной замене втягивающего реле, а затем мы расскажем как выполнить его ремонт.
В зависимости от завода-изготовителя стартеры оснащаются разборным или неразборным втягивающим реле. Чтобы устранить неполадку неразборного элемента, нужно всего лишь купить новую деталь. Останется открутить два крепежных болта, снять неисправное реле и установить на его место новое (смотрите на видео выше).
В случае разборного втягивающего реле можно попытаться его отремонтировать. Ремонт заключается в следующем:
- Откручиваются винты крепления крышки корпуса.
- Иногда необходимо дополнительно отпаять концы обмотки.
- Сняв крышку, открывается доступ к поиску возможной проблемы – это силовые контакты, которые могут быть изношенными или подгоревшими:
- в первом случае поможет замена контактов,
- во втором случае проблему решить удастся с помощью шлифовальной шкурки.
- Теперь останется собрать втягивающее реле и проверить его работоспособность.
- Отремонтированный стартер устанавливается на место, после чего можно испытать его работу.
И на последок рекомендуем посмотреть видео, на котором показано, как можно завести мотор с нерабочим втягивающим реле стартера.
Как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера
Втягивающее реле стартера
Смотрите также
Плохо крутит стартер
-
5 0 9k
Не крутит стартер
-
105 5 147k
Бендикс стартера
-
74 1 82k
Как проверить стартер
-
140 1 180k
Неисправности стартера
-
230 2 190k
Втягивающее реле стартера — это электромагнит, который в системе зажигания выполняет две функции. Первая — подведение шестерни бендикса стартера к зубчатому венцу маховика. Вторая — ее возврат в исходное положение после запуска двигателя. Поломка втягивающего реле грозит тем, что двигатель попросту не заведется. Причин поломки реле не так много. В данном материале мы постараемся описать признаки и причины поломки, а также методы диагностики и ремонта.
Втягивающее реле с сердечником
Принцип работы втягивающего реле
Перед тем как перейти непосредственно к неисправностям и методами их устранения, автовладельцам будет полезно узнать устройство втягивающего реле стартера, и как оно работает. Сразу стоит отметить, что механизм представляет собой классический электромагнит, состоящий из двух обмоток (удерживающей и втягивающей), схемы подключения его к стартеру, а также сердечника с возвратной пружиной.
В момент поворота ключа зажигания напряжение от аккумулятора подается на обмотки втягивающего реле. При этом создается электромагнитное поле, которое перемещает сердечник, находящийся в его корпусе. Тот, в свою очередь, сжимает возвратную пружину. В результате этого противоположный конец “вилки” сдвигается к маховику. При этом шестерня, соединенная с бендиксом, выдавливается наружу до момента зацепления с венцом маховика. В результате зацепления замыкаются контакты встроенной схемы включения стартера. Далее втягивающая обмотка отключается, а сердечник остается в зафиксированном положении при помощи работающей удерживающей обмотки.
Схема работы втягивающего реле
После того как ключ зажигания отключает двигатель, напряжение на втягивающее реле перестает подаваться. Происходит возврат якоря в исходное положение. Механически соединенные с ним вилка и бендикс выходит из зацепления с маховиком. Таким образом, неисправность втягивающего реле стартера — это критическая поломка, из-за которой невозможно запустить двигатель.
Схема втягивающего реле стартера
Схема втягивающего реле
В дополнение к предыдущему пункту представляем вашему вниманию схему втягивающего реле стартера. С ее помощью вам будет легче понять принцип действия устройства.
Втягивающая обмотка реле всегда подключена к “минусу” через стартер. А удерживающая обмотка — непосредственно к аккумулятору. Когда сердечник реле прижимает рабочую пластину к болтам, и на стартер подается “плюс” от аккумулятора, то аналогичный “плюс” подается и на выход “минуса” втягивающей обмотки. Из-за этого она отключается, и ток продолжает идти только по удерживающей обмотке. Она слабее, чем втягивающая, однако обладает достаточной силой, чтобы постоянно удерживать сердечник внутри корпуса, что обеспечивает беспрерывную работу мотора. Использование двух обмоток позволяет значительно экономить энергию аккумулятора во время запуска двигателя.
Признаки и причины выхода из строя реле
К внешним признакам поломки втягивающего реле стартера относятся следующие аспекты:
- При повороте ключа в замке зажигания не происходит никаких действий по запуску двигателя, или запуск возможен лишь при выполнении нескольких попыток.
- После запуска двигателя стартер продолжает вращаться с большой скоростью. На слух это можно определить по сильному жужжанию механизма.
Неисправность в работе реле является одной из причин того, что машина не заводится, А причин его поломки может быть несколько:
- выход из строя (перегорание) внутри реле контактных пластин (в народе их именуют “пятаками”), уменьшение площади их контакта, “залипание”;
- обрыв (обгорание) втягивающей и/или удерживающей обмотки;
- деформация или ослабление возвратной пружины;
- короткое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотке.
Как проверить втягивающее реле стартера мультиметром
Если вы обнаружили хотя бы один из перечисленных признаков, то следующим шагом по устранению поломки будет проведение детальной диагностики.
Как проверить втягивающее реле
Методов проверки втягивающего реле существует несколько. Разберем их по порядку:
- Срабатывание реле можно определить достаточно просто — в момент запуска раздается щелчок, производимый двигающимся сердечником. Этот факт говорит об исправности устройства. Если же щелчка нет — значит, втягивающее реле стартера не срабатывает. Если втягивающее щелкает, но не крутит стартер, то вероятная причина этого заключается в подгорании контактов реле.
- Если втягивающее реле срабатывает, но при этом слышно своеобразное дребезжание, то это говорит о неисправностях в одной или обеих обмотках реле. В данном случае проверку втягивающего реле стартера можно провести с помощью омметра путем измерения сопротивления его обмоток. Необходимо вытащить сердечник и возвратную пружину из корпуса, после чего попарно проверить сопротивление между обмотками и “массой”. Это значение должно находиться в пределах 1. 3 Ом. После этого вставить сердечник без пружины, замкнуть силовые контакты и измерить сопротивления между ними. Это значение должно быть 3. 5 Ом (значение зависит от конкретного реле). Если измеренное значение ниже, чем указанные числа, то можно говорить о коротком замыкании в цепи и выходе обмоток из строя.
Ремонт втягивающего реле стартера
Изношенные контактные пластины реле
На многих современных машинах втягивающее реле выполнено в неразборном виде. Это делается по двум причинам. Первая — так увеличивается надежность механизма и его долговечность в силу механической защиты от внешних факторов. Вторая — таким образом автопроизводители хотят получить большую прибыль от продажи своих комплектующих. Если в вашем автомобиле стоит именно такое реле, то лучший выход в данном случае один — его замена. Запишите марку реле, его технические параметры, а лучше возьмите его с собой, и отправляйтесь в ближайший магазин или на авторынок за аналогичным новым.
Однако некоторые автовладельцы проводят его ремонт своими руками. Но при этом нужно знать, как разобрать втягивающее реле стартера. Если реле разборное — то оно поддается ремонту. В случае неразборного ремонт также возможен, однако в небольшом объеме. В частности, при пригорании “пятаков”, улучшении и чистке контакта. Если же сгорела или “закоротила” одна из обмоток, то такие реле, как правило, не ремонтируют.
Для дальнейших работ вам понадобится отвертка с плоским жалом, а также паяльник, олово и канифоль. Разборка реле начинается с того, что необходимо вытащить из него сердечник. После этого откручиваются два, которые держат верхнюю крышку, где расположены контакты катушек. Однако перед тем как ее снять, необходимо отпаять упомянутые контакты. При этом необязательно отпаивать оба контакта. Обычно, чтобы добраться к “пятакам”, достаточно отпаять лишь один контакт и приподнять с одной стороны крышку.
Разборка и ремонт втягивающего реле
Ремонт втягивающего реле ВАЗ 2104
Далее нужно открутить с верхней стороны болты, удерживающие “пятаки”, и достать их. В случае необходимости нужно провести их ревизию. То есть, почистить их с помощью наждачной бумаги с тем, чтобы избавиться от нагара. Аналогичную процедуру нужно выполнить и с их посадочными местами. С помощью слесарного инструмента (лучше всего с помощью отвертки с плоским жалом) почистить посадочное место, удалив оттуда грязь и нагар. Сборка корпуса реле происходит в обратном порядке.
Разборка и сборка разборного реле происходит аналогично. Для этого нужно раскрутить болты-шпильки и разобрать его корпус. Так вы доберетесь до внутренних элементов устройства. Работы по ревизии проводятся аналогично приведенному выше алгоритму.
Типы втягивающих реле и их производители
Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:
- для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
- для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
- для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
- для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).
Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми.
Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:
- Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
- БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
- Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
- Dynamo AD, Болгария;
- “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).
При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы.
Итоги
Втягивающее реле стартера — несложное устройство. Однако его поломка является критичной, так как не позволит запустить двигатель. Проверку и ремонт реле может выполнить даже неопытный автовладелец, обладающий элементарными навыками слесарных работ. Главное, чтобы под рукой были соответствующие инструменты. В случае, если реле неразборное, все же советуем вам выполнить его замену, так как, по статистике, после выполнения ремонта срок его эксплуатации будет небольшим. Поэтому, если в вашей машине не работает втягивающее реле — купите аналогичное устройство и произведите его замену.